Ф-22
Home 
История 
Артиллерия 
Форма 
Словарь 
Гостевая Книга 

 

 

 

TBN.ru

 

[Зенитки][Дальнобойная][САУ][Противотанковая][Минометы]

  [Наверх

76,2-мм дивизионная пушка обр.1936 гг. (Ф-22)  

 

Пушка была разработана в конструкторском бюро под руководством В.Г. Грабина в 30-х годах, когда среди руководителей Наркомата обороны было немало сторонников идеи создания универсальной пушки, способной быть и противотанковой, и зенитной, и дивизионной. В.Г. Грабин был одним из немногих, кто понимал, что универсальная пушка тяжела и очень сложна по конструкции, что она не сможет быстро и легко перебрасываться с одной позиции на другую, не сможет сопровождать колесами наступающую пехоту. Однако единственное, чего ему удалось тогда добиться, это разрешение проектировать полууниверсальную пушку, которая вместо прицельного огня по самолетам способна вести лишь огонь заградительный. Эта пушка проектировалась под индексом А-51 (заводской индекс Ф-20). Под индексом Ф-22 бюро В.Г. Грабина в инициативном порядке спроектировало обычную дивизионную пушку. После состоявшихся в июне 1935 года показательных стрельб пушек различного назначения в присутствии руководителей ВКП(б) и правительства, а также высшего военного руководства РККА было проведено совещание, подводя итоги которого И.В. Сталин сказал, что надо прекратить заниматься универсализмом, и добавил: «Это вредно». Естественно, после такого предложения перед специализированной дивизионной пушкой Ф-22 была открыта дверь в будущее, однако руководители ГАУ настояли на снятии со ствола пушки дульного тормоза и уменьшении мощности пушки до уровня модернизированной 76,2-мм пушки образца 1902/30 гг. В таком «доработанном» виде пушка Ф-22 была принята на вооружение РККА под названием «76,2-мм пушка обр. 1936 г. (Ф-22)». Понимая, что мощность пушки обр. 1902/30 гг. для будущих сражений окажется недостаточной, в ходе подготовки к серийному производству пушки конструкторы так спроектировали ствол и подобрали такой материал для трубы и кожуха, чтобы в случае необходимости можно было расточить камору, то есть приспособить ее для большей гильзы и таким образом повысить начальную скорость снаряда, иначе говоря мощность пушки. Была предусмотрена также и возможность установки дульного тормоза для частичного поглощения или отдачи при выстреле. К сожалению, этой возможностью модернизации пушки воспользовались немцы. Захватив в приграничных сражениях 1941 года несколько сотен пушек Ф-22, они оперативно модернизировали их как было предусмотрено советскими конструкторами, установили их на шасси чехословацкого танка P-38(t) и таким образом получили мощное противотанковое средство. Наряду с 88-мм зенитными пушками Flak-18 эти пушки в течение длительного времени были единственными артиллерийскими системами вермахта, способными противостоять советским танкам Т-34 и КВ-1. Являвшаяся стандартным дивизионным орудием 76,2-мм пушка обр. 1936 г. (Ф-22) была установлена на лафете с двумя раздвигающимися в боевом положении станинами коробчатого сечения, что было новинкой для пушек этого класса. Новинкой было и применение полуавтоматического затвора, с помощью которого скорострельность была доведена до 15 выстрелов в минуту. Наличие раздвигающихся станин позволило увеличить угол горизонтального обстрела до 60°. Как дань идее универсализма пушка сохранила большой угол возвышения (+75°) для стрельбы по воздушным целям. На практике такая стрельба никогда не велась, но из-за большого угла возвышения пушка получилась относительно громоздкой. Недостатком пушки было и то, что привод подъемного механизма располагался справа, по другую сторону от привода горизонтальной наводки. Это существенно затрудняло стрельбу по движущимся целям при использовании орудия в качестве противотанкового. (Проводя свою модернизацию, немецкие конструкторы перенесли на трофейных пушках Ф-22 привод подъемного механизма на левую сторону.) Пушка Ф-22 была первым орудием, по своей подвижности полностью отвечавшим требованиям механизированных войск. Благодаря наличию подрессоривания и применению колес автомобильного типа ее можно было транспортировать механической тягой со скоростью до 30 км/ч. Впервые пушка Ф-22 была успешно использована в боях с японскими войсками на реке Халхин-Гол и у озера Хасан. Пушки этого типа выпускались советской промышленностью с 1937 г. по 1939 г., когда они были заменены в производстве более совершенными пушками типа Ф-22УСВ или просто УСВ — усовершенствованная.

 

76,2-мм дивизионная пушка

обр.1936 гг. (Ф-22)     

Производство    СССР    

Калибр  76,2 мм         

Начальная скорость снаряда

706-690 м/с     

Наибольший угол возвышения      75 градусов     

Угол склонения  -5 градусов     

Угол горизонтального обстрела   60 градусов     

Вес в боевом положении  1620 кг 

Вес в походном положении        2820 кг 

Скорострельность        15 выстрелов в минуту   

Наибольшая дальность стрельбы   13620 м 

Дальность прямого выстрела      825 м   

Бронепробиваемость при угле встречи 60 град на дальности:

500 м   58 мм

1000 м  52 мм   

Вес снаряда     6,23-6,30 кг 

[Home][История][Артиллерия][Форма][Словарь][Гостевая Книга]

Copyright(c) 2004 Губанович В.

 

Hosted by uCoz