Заказ
Управления ВМС на разработку проекта, рабочих чертежей
и опытного образца 102-мм зенитной пушки длиной
в 45 калибров с углом возвышения +75 был выдан заводу
«Большевик» 26 декабря 1930 года. Срок
изготовления опытного образца по заказу 1 апреля
1932 года, но почти сразу завод «Большевик»
«выторговал» 5 месяцев, то есть к 1
сентября 1932 года.
Проект был представлен
заводом на утверждение Управления ВМС 6 апреля 1931
года. Утверждение проекта последовало в мае 1931
года, но при этом угол возвышения был увеличен с
+75 до +85.
16 июня 1931 года Управлением
ВМС было внесено вторичное изменение угла возвышения
с +85 на +85 +90, что потребовало новой переработки
проекта.
В сентябре 1931 года Управление
ВМС телеграммой изменило калибр 102-мм на 100-мм.
В мае 1931 года последовало
распоряжение об изготовлении заводом второго образца
системы для Главного артиллерийского управления.
Опытный образец для Управления
ВМС получил индекс Б-14М, а для ГАУ Б-14С.
Первым был изготовлен опытный
образец для ГАУ (Б-14С), который прибыл на НИАП
26 августа 1933 года.
Для испытаний Б-14 на НИАП
было доставлено 549 лафето-пробных снарядов чертежа
4472 и 200 стержневых шрапнелей чертежа 4765.
В результате двух выстрелов
7 и 8 сентября 1933 года снарядом чертежа 4765 весом
15,4 кг (заряд 1/2 и 3/4 нормальных) произошло повреждение
буферных деталей между казенником и дном люльки
вследствие резких откатов. Расчетная длина отката
680 мм, а было 200250 мм, После ремонта давление
в накатнике было снижено с 75 атмосфер до 4555 атмосфер
и 1415 сентября 1933 года испытания были продолжены.
Работа досылателя и полуавтоматики
не было отлажена. Противооткатные устройства работали
неудовлетворительно, по-прежнему происходил резкий
накат. До 20 сентября 1933 года система разбиралась
заводом на НИАПе с целью исправления затвора, полуавтоматики
и накатника. Кроме того, на системы поставили прицел
от 3К.
Затем заводские испытания
были продолжены, и с 20 ноября по 15 декабря 1933
года было сделано 13 выстрелов (всего с начала испытаний
25) лафето-пробным снарядом чертежа 4472 весом 15,6
кг. Заряд нормальный 5,№ кг 23/1 НГВ + 80 гр. воспламенителя.
При этом были получены: начальная скорость 875882
м/с и длина отката 570620 мм.
На испытаниях подъемный
механизм сдавал при угле возвышения 0 на 1316 и
при угле +45 +60 на 57.
Отмечена плохая работа
полуавтоматики и противооткатных устройств.
Досылатель переделывали
два раза, но удовлетворительной работы его достигнуть
не удалось.
После этих испытаний Б-14
была отправлена на завод «Большевик»
для исправления полуавтоматики и противооткатных
устройств.
Вторично система поступила
на НИАП 28 октября 1934 года для продолжения заводских
испытаний, а также для испытания второго опытного
лейнированного ствола с лейнером № 2390.
89 декабря 1934 года сделано
12 выстрелов снарядом весом 15,615,7 кг. Всего в
декабре сделано 15 выстрелов. Вынимался лейнер без
затруднений. Система сильно сдавала в вертикальном
наведения (на 28) и давала укороченные откаты. При
усиленном заряде происходил резкий накат. Заряжание
при стрельбе производилось только вручную. После
испытаний система опять отправлена на «Большевик».
В очередной раз система поступила на НИАП в июне
1936 года для заводских испытаний и двух новых автофреттированных
лейнеров.
Так как завод уже не хотел
дорабатывать Б-14С, то пребывание ее на НИАПе затянулось,
и стрельбы были начаты лишь в августе 1937 года.
После того, как 17 июня 1937 года Артуправление
РККА окончательно передало Б-14С в распоряжение
НИАПа, который продолжал использовать ее для испытания
снарядов, зарядов, гильз, взрывателей и т.д. Для
удобства заряжания системы вручную короб досылателя
и противовес были сняты. Заряд нормальный для начальной
скорости 900 м/с и давления в канале 2850 кг/см2
подобрали из того же пороха 23/1 НГВ, но из другой
партии. Заряжание велось вручную, а стрельба одиночными
выстрелами. Работу досылателя наладить не удалось,
а без досылателя автоматика работать не может. Заряжание
на малых углах 1 15 может производиться вручную
непосредственно, а при больших углах орудие приводится
на «угол заряжания». По договоренности
завода с НКВД 31 августа 1937 года на НИАП был направлен
конструктор этой системы Кудряшов, который дал НИАПу
все разъяснения. На НИАПе не умеют вставлять лейнер
в Б-14, которых к этому стволу имеется 3 штуки.
После испытаний комиссия НИАПа пришла к заключению:
«Сейчас к стрельбе Б-15 не пригодна. Требуется
ремонт противооткатных устройств, подъемного механизма
и т.п.». 14 июня 1938 года Артуправление направило
на НИАП письмо, в котором говорилось: «Артуправление
в настоящее время производить ремонт не предполагает.
Система останется на НИАПе и должна быть приведена
в состояние, годное для хранения». Для ВМФ
заводом «Большевик» был изготовлен второй
образец Б-14М (М морской), который испытывался на
морском полигоне в 19351936 годах. Довести его также
не удалось. На 1935 год заводу «Большевик»
было заказано 5 систем Б-14. Валовое производство
Б-14 планировалось вести на заводе № 92.
Но в 1935 году «Большевик»
не сдал ни одной Б-14 из-за недоработанности системы
и новых требований к ней заказчика (щит, ночной
прицел и др.).
Кончилось дело тем, что
в октябре 1935 года было решено проектировать новую
100-мм пушку.
Главным аргументом против
принятия Б-14 на вооружение было:
1. Ненадежность гидропневматического
досылателя;
2. Неудовлетворительное
расположение досылателя, что исключало возможность
ручного заряжания при больших углах возвышения,
3. Отсутствие щита,
4. В конструкции орудия
не была учтена возможность применения ССП,
Для Б-14 первоначально
предполагались скрепленные стволы, но позже стали
изготавливать лейнированные стволы.
Затвор клиновой горизонтальный.
Полуавтоматика пневматического типа (подобно Б-24
первых выпусков). Досылатель гидропневматический,
работает за счет энергии отката.
Приводы механизмов вертикального
и горизонтального наведения ручные. Подъемный механизм
имел один зубчатый сектор. Накатник гидропневматический.
Лафет тумбового типа.
Опытный образец Б-14М отличался
от первого образца Б-14С прицельными устройствами,
учитывающими качку, а также новой конструкцией досылателя.
В остальном Б-14М и Б-14С были одинаковы.
Стержневая шрапнель чертежа
4765 (системы Розенберга) имела 72 стержня.
Кроме того, имелся еще
один вариант 100-мм стержневой шрапнели Розенберга
с 9092 стержнями (меньших размеров).
Использовали гранаты весом
15,6 кг чертежа 4383.
Гильзы взяты от морской
пушки, длина гильзы 695 мм, вес 6,785 кг. Вес патрона
28,145 кг.
|