В начале 1942 года конструкторами НИИ Наркомата
Вооружений под руководством Г.Д.Ширенина был разработан
160-мм миномет с казнозарядным заряжанием по схеме
реального треугольника. С 31 декабря 1942 года работы
по созданию 160-мм миномета возглавил И.Г.Теверовский.
В 1943 году на Урале был изготовлен опытный образец
160-мм миномета, получившего индекс МТ-13. Опытный
образец был направлен в Москву для показа руководству.
МТ-13 понравился Сталину и 17 января 1944 года миномет
был принят на вооружение под названием <160-мм
миномет обр.1943 г.>. Наркомат вооружений приказом
от 22 января 1944 года обязал Тульский машиностроительный
завод (ТМЗ) (№ 535) начать производство МТ-13. Уже
в 1944 году с завода на фронт отправилось 350 минометов.
Первые же стрельбы 160-мм минометов произвели
на противника огромное психологическое воздействие.
Выстрелы у МТ-13 глухие, мины летели по крутой траектории
и падали почти отвесно, поэтому при первых же разрывах
мин немцы стали подавать сигналы воздушной тревоги.
Миномет МТ-13 представлял собой гладкоствольную
систему на жестком (без противооткатных устройств)
лафете с колесным ходом. Заряжание миномета производилось
с казенной части, для чего ствол приводился в горизонтальное
положение. После открывания затвора на полуоси клина
ствола навешивался лоток, на который расчет укладывал
мину и вручную досылал ее в канал ствола. Двенадцатиперая
160-мм фугасная мина Ф-852 весила 40,865 кг и содержала
7,78 кг разрывного заряда. Взрыватель головной ГВМЗ-7.
Устройство мины подобно обычным 82-мм и 120-мм минам.
Принципиальным отличием минометного выстрела МТ-13
от всех других отечественных минометов служила короткая
гильза, в которую вставлялся стабилизатор мины.
Гильза служила для предотвращения прорыва пороховых
газов при выстреле (обтюрации). Для перевозки миномета
использовались автомобили ГАЗ-63, ЗИС-150 и другие,
а также тракторы.
11 апреля 1942 года Постановление Комитета обороны
было создано Специальное конструкторское бюро гладкоствольной
артиллерии (СКБ). Новое КБ разместилось на территории
завода № 4 в городе Коломне Руководителем СКБ стал
Б.И. Шавырин. В 1945-1947 годах в СКБ был создан
новый мощный 160-мм миномет СКБ-21.
Летом 1945 года Теверовский, который стал главным
конструктором завода № 535, начал работы по модернизации
своего миномета. Главной целью модернизации стало
увеличение дальности стрельбы. В новом миномете
МТ-13Д длина ствола была увеличена на 50 мм, а дальность
стрельбы до 7400 м. Для сравнительных испытаний
было изготовлено по 4 миномета обеих систем. По
результатам испытаний на вооружение был принят миномет
СКБ-21, как более дальнобойный и простой в эксплуатации.
В августе 1947 года на заводе № 535 было прекращено
производство минометов МТ-13. Всего к этому времени
с 1944 года было изготовлено 1557 минометов МТ-13.
|