Работы над 120-мм полковыми минометами велись
группой Д с 1931 года параллельно с минометами других
калибров. Согласно проекту (на 1 января 1933 года)
120-мм полковой миномет имел конструктивную схему
мнимого треугольника и схему воспламенения Стокса-Брандта.
Вес миномета в боевом положении составлял 140 кг.
В боекомплект входили осколочно-химическая мина
весом 12,08 кг, содержавшая 2,18 кг отравляющего
вещества и фугасная чугунная мина весом 9,3 кг,
содержавшая 2,56 кг взрывчатого вещества. Дальность
стрельбы должна была составлять 3000-3500 м. Дальность
стрельбы менялась за счет изменения зарядов и угла
вертикального наведения.
Испытания 120-мм миномета затянулись с 1934 года
по 1939 год. Было испытано несколько десятков мало
отличавшихся друг от друга опытных образцов.
Официально 120-мм миномет был принят на вооружение
постановлением Комитета обороны от 26 февраля 1939
года вместе с 82-мм батальонным минометом обр.1937
года и 107-мм горно-вьючным минометом обр.1938 г.
Полковой миномет получил название <120-мм миномет
обр.1938 г.>.
Ствол миномета гладкий. В отличие от батальонных
минометов выстрел производился с помощью стреляющего
приспособления, размещенного в казеннике. Для производства
выстрела достаточно было дернуть за спусковой шнур.
При необходимости боек переводился в жесткое положение
и стрельба велась методом самонакалывания, как в
батальонном миномете.
Плита у 120-мм миномета отличалась от плиты батальонного
миномета обр.1937 г. и представляла собой арочную
конструкцию. В этой плите верхний лист изготавливался
глубокой штамповкой и опирался на приваренные к
нему ребра жесткости, которые врезались в грунт
и обеспечивали опору плиты на грунт большей частью
нижней поверхности листа.
В походе миномет перевозился на колесном ходу
посредством механической тяги, а без колесного хода
мог перевозиться в кузове грузового автомобиля в
разобранном виде. Время переводи из походного положения
в боевое 23 минуты.
Несколько модернизированный вариант миномета
обр.1938 г. получил название 120-мм миномет обр.1941
г.. 120-мм миномет обр.1941 года в отличие от миномета
обр.1938 г. был снабжен амортизатором упрощенной
конструкции и не имел колесного хода. Для сокращения
трудозатрат применялся ввинтной казенник, однако
надежная обтюрация его в соединении со стволом не
обеспечивалась.
В 1943 году был принят на вооружение новый 120-мм
миномет, который представлял собой модернизированный
вариант образца 1938 г. В нем было усовершенствовано
стреляющее приспособление, которое разбиралось без
свинчивания казенника. Кроме того, миномет снабжался
амортизаторами с более длинным ходом пружины и качающимся
прицелом. Введение качающегося прицела упрощало
механизм горизонтирования. В 1945 году для буксирования
автомобилем миномету был придан усовершенствованный
подрессоренный ход. В целом миномет оказался весьма
удачным образцом и выпускался промышленностью до
последних дней войны. Возка 120-мм миномета производилась
конной или механической тягой. Конная тяга производилась
с передком четверкой лошадей. В передке обр.1938
г. перевозилось 20 мин. В годы Великой Отечественной
войны изготавливали и так называемый <упрощенный>
передок.
В 1944 году Арткомитет ГГАУ разработал новые
тактико-технические требования для модернизации
107-мм горного миномета обр.1938 г. и 120-мм полкового
миномета обр.1938 г. Конструктор Шавырин модернизировал
колесный ход к 120-мм миномету. Новый колесный ход
В-20 допускал возку миномета по шоссе со скоростью
до 60 км/час, а старый до 18 км/час. Модернизация
минометов завершилась принятием на вооружение в
1953 году 107-мм горного миномета М-107 и принятием
на вооружение в 1955 году 120-мм миномета М-120.
Хотя оба миномета и были приняты на вооружение,
но в серийное производство они не поступали.
Калибр 120 мм
Вес в боевом положении, кг - 275; Вес снаряда
15,9 кг Начальная скорость снаряда . м/с
Скорострельность максимальная - . выстр/мин боевая
- 6 выстр/мин
Дальность стрельбы максимальная - 5700 м минимальная
- 450 м
|