|
История создания гаубицы-пушки.
152-мм пушка обр. 1910/1934 г. (в 1935-1936 гг.
она именовалась 152-мм гаубицей обр. 1934 г.) имела
много недостатков. Основными из них были:
1. Подрессорен был только лафет, а передок не
имел подрессоривания, и скорость возки по шоссе
была ограничена 1820 км/час.
2. Подрессоривание выключалось специальным механизмом,
а не автоматически, на что уходило 2 3 минуты.3.
Верхний станок представлял собой слишком сложную
отливку. И самым серьезным недостатком было совмещение
подъемного и уравновешивающего механизма в одной
системе. Скорость ВН за один оборот маховика не
превышала 10 минут, что было предельно мало. Наконец,
система 1934 г. хоть и именовалась гаубицей, но
угол возвышения у нее (+45) для гаубиц 30-х голов
был слишком мал.
В 1935-1936 годах группа конструкторов завода
№ 172 (Пермский завод) вела работы по капитальной
модернизации 152-мм гаубицы обр. 1934 г. В частности,
угол возвышения у нее был увеличен до +62. Однако
АУ резко выступило против, назвало модернизацию
«ложным путем», при котором только возрастает
вес системы, а основные недостатки остаются без
изменений. В результате работы по модернизации системы
обр. 1934 г. были прекращены.
Две другие группы конструкторов завода № 172
спроектировали два варианта новой артсистемы, которую
назвали «гаубицей-пушкой», то есть универсальную
артсистему, у которой было больше гаубичных свойств
и меньше пушечных. Первый вариант гаубицы-пушки
получил индекс МЛ-15, а второй МЛ-20 (МЛ индекс
завода, от названия Мотовилиха деревня вблизи Перми,
где расположен завод). Ствол и затвор у МЛ-15 и
МЛ-20 идентичны системе обр. 1934 г. Люлька и противооткатные
устройства в МЛ-15 и МЛ-20 в основном взяты без
изменений от обр. 1934 г. за исключением того, что
цапфенная обойма МЛ-20 состояла из двух половинок,
а у МЛ-15 представляла собой одно целое. Верхние
станки у обр. 1934 г. и МЛ-20 литые, различия у
них мелкие. Верхний станок МЛ-15 клепаный, совершенно
другой конструкции. Подъемный механизм у МЛ-15 и
МЛ-20 секторный. У МЛ-15 имелось два сектора, а
у МЛ-20 один. Уравновешивающий механизм у МЛ-15
и МЛ-20 одинаков. Нижний стол, боевая ось и подрессоривание
у МЛ-20 целиком взяты у обр. 1934 г., а у МЛ-15
все новое. Выключение подрессоривания у МЛ-20 осталось
ручным, а у МЛ-15 производилось автоматически при
раздвигании станин. Колеса МЛ-20 взяты от обр. 1934
г., а у МЛ-15 колеса дисковые с грузолентой. МЛ-20
имела станины от обр. 1934 г., а у МЛ-15 они были
новой конструкции.
МЛ-15 и МЛ-20 имели одинаковый передок, взятый
от 152-мм гаубицы НГ (обр. 1931 г.)(НГ гаубица фирмы
Рейнметалл. Малая серия (14 ед.) таких гаубиц была
изготовлена Пермским заводом в 1933-1935 гг.). После
войсковых испытаний 152-мм гаубицы обр. 1934 г.
вариант раздельной возки уже не рассматривался.
Первый образец МЛ-15 был изготовлен заводом №
172 в начале 1936 года и после заводских испытаний
29 апреля был отправлен на НИАП. И июню 1936 года
полигонные испытания на НИАПе были закончены. Комиссия
признала их неудовлетворительными. После этого АУ
заказало заводу № 172 две МЛ-15 с изменениями по
результатам испытаний. В частности, боевая ось была
сдвинута вперед на 180 мм и этим уменьшалось давление
на хобот. Изменен подъемный механизм вместо двух
секторов введен один, затем вместо одной скорости
наведения стало две.
|