|
В июле 1937 года фирма «Рейнметалл-Борзиг»
получила задание на разработку самоходного варианта
60-см (длина ствола 8,44 калибра) осадной мортиры
под условным кодом «Gerat 040» («Объект
040»). А поскольку конструкторский коллектив
возглавлял генерал Карл Беккер, то и проект решили
назвать в его честь также «Карлом» («Karlgerat»).
Прототип с восьмиопорным гусеничным шасси был
успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября
по август 1941 года строилась небольшая партия —
всего шесть уникальных машин. Под собственными именами
(последние четыре принадлежат богам древнегерманской
мифологии) они вошли в состав трех огневых батарей:
«Адам» и «Ева» — 1-й, «Тор»
и «Один» —2-й, «Локи» и
«Циу» — 3-й. Все они имели массу 125
т и не обладали броневой защитой. 580-сильный дизель
фирмы «Даймлер-Бенц» МВ 503 позволял
им маневрировать со скоростью 10 км/ч. На большие
расстояния они доставлялись по железной дороге вывешенными
на двух мостовых балках между специальными транспортерами.
По дорогам каждая мортира перевозилась в разобранном
виде на четырех трейлерах. Корпус с ходовой частью
устанавливался на шестиосную, а откатный и зарядный
механизмы, ствол с казенной частью и лафет на три
четырехосных платформы. Они буксировались тягачом
или тяжелым грузовиком. Серийные машины в отличие
от прототипа получили удлиненное шасси с 11 опорными
катками на торсионной подвеске. Во время боевой
работы корпус опускался днищем на грунт, чем повышалась
устойчивость при выстреле. В батареях заряжание
мортир обеспечивали по два (а всего их было 13)
транспортера боеприпасов с кранами на базе Pz Kpfw
IV Ausf D. Каждый перевозил по четыре снаряда и
заряды к ним. Бетонобойные снаряды массой 2170 (1700
«облегченный») кг обладали чудовищной
разрушительной силой. Правда, не совсем устраивала
дальность стрельбы — 4500 м. Поэтому в 1943 году
по крайней мере мортиры «Локи» и «Тор»
после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые
54-см стволы (длина 11 калибров). После модернизации
они стали обозначаться «Gerдt 041».
Теперь снаряды массой 1580 (или 1250) кг выстреливались
на дальность до 10000 м. Увеличение до 132 т боевой
массы на энерговооруженности почти не сказалось,
т.к. была заменена и моторная группа на новый дизель
МВ 507 мощностью 720 л.с. Неизменными остались углы
наводки: по 4 градуса влево-вправо, и 70 градусов
в вертикальной плоскости. Первоначально мортиры
планировалось использовать для разрушения фортификационных
сооружений французской линии Мажино. Но к этому
сроку готов был лишь прототип. Доподлинно известно,
что две первые батареи в составе 628-го тяжелого
артиллерийского дивизиона с началом войны против
СССР были переброшены на Восточный фронт. Самоходные
мортиры обстреливали форты Брестской крепости и
осажденного Севастополя. Осенью 1944 года применялись
при подавлении восстания в Варшаве. Американцы захватили
«Еву» и «Локи». Остальные
машины уничтожили сами немцы.
|