ИСУ-152

 

HomeИсторияАртиллерияОбмундированиеСсылки

gubanovich@mail.ru

 

 Наверх

ИСУ-152 (СССР)

 

 

История создания

История самой тяжелой самоходно-артиллерийской установки (САУ) второй мировой войны ИСУ-152 началась в конце 1942 года, когда на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) была разработана модификация танка КВ, вооруженная гаубицей-пушкой МЛ-20 в закрытой неподвижной боевой рубке. Именно тогда было выдано техническое задание на разработку тяжелой самоходки, которая была остро необходима фронту в связи с переходом к активным наступательным действиям и появлением у противника нового тяжелого танка "Тигр". Коллектив ЧКЗ проявил настоящий трудовой героизм, затратив на проектирование и изготовление прототипа всего 25 дней. Машина, называвшаяся изначально КВ-14, была успешно продемонстрирована Государственному Комитету Обороны (ГКО) и направлена в серийное производство. Получившая затем войсковое обозначение СУ-152, она с успехом использовалась в завершающей стадии зимней кампании 1942/1943 гг., но "звездный час" ее пришелся на Курскую Дугу. Только СУ-152 своим огнем могли гарантированно поражать любой вид бронетехники противника. Достаточно хорошо известен факт уничтожения 7 немецких САУ "Элефант" и 10 "Тигров" советской частью, использовавшей 12 СУ-152 в ходе Орловско-Курской операции. Однако в том же 1943 году было принято окончательное решение о снятии с производства танка КВ-1С, чье шасси служило базой для СУ-152. Одновременно заканчивалась отработка нового тяжелого танка ИС, поэтому выпуск САУ, вооруженной 152-мм орудием, решено было вести на его базе. Здесь нужно отметить,что в конструкции танка ИС широко применялась унификация по целому ряду узлов и деталей с предыдущей моделью тяжелого танка КВ (например, в коробке передач из 340 деталей только 90 были новыми). Поэтому опыт создания СУ-152 не пропал даром, используя уже проверенные технические решения и узлы от предыдущей конструкции, разработчикам удалось создать и запустить в серию новую тяжелую самоходку в весьма сжатые сроки. Опытный образец, имевший обозначение "Изделие 241" был продемонстрирован ГКО во главе с Верховным Главнокомандующим И. В. Сталиным летом 1943 года. После этого новая самоходка была официально принята на вооружение и запущена в производство на ЧКЗ под названием ИСУ-152. Уже к декабрю 1943 года первые 35 установок были переданы в действующую армию. Изготовление бронекорпусов для них шло достаточно быстрыми темпами и уже в самом начале 1944 года выяснилось, что имеющихся стволов гаубиц-пушек МЛ-20 не хватает для их вооружения. С другой стороны, имелся достаток корпусных орудий А-19 калибром 122 мм, поэтому было принято решение часть выпускаемых тяжелых САУ оснащать именно ими. Этот вариант самоходки получил название ИСУ-122 и в дальнейшем выпускался параллельно с ИСУ-1521. До конца войны было выпущено 4030 самоходок обеих вариантов, что значительно больше числа произведенных танков ИС-1 (102 шт.) и ИС-2 (3750 шт.).

Устройство САУ

Тяжелая САУ ИСУ-152 представляет собой шасси танка ИС, в передней части которого установлена бронированная рубка со смонтированной в ней гаубицей-пушкой МЛ-20. Компоновочная схема машины характерна для всех советских средних и тяжелых САУ. В рубке находится боевое отделение, совмещенное с отделением управления, а моторно-трансмиссионная установка размещена в кормовой части и отделена от рубки перегородкой. Гаубица-пушка МЛ-20 в массивной броневой маске, защищающей противооткатные устройства, расположена справа от центральной оси машины. Подвижная часть маски дополнительно служит уравновешивающим элементом. Слева от орудия находится место механика-водителя, оснащенное смотровым прибором. Боекомплект размещается в нижней части рубки вдоль ее стенок и составляет 20 артвыстрелов раздельного заряжания. Для доступа в рубку на крыше имеются два круглых люка, а на стыке крыши и заднего броневого листа расположен еще один двустворчатый люк прямоугольной формы. На правом люке на части машин устанавливалась турель с зенитным крупнокалиберным пулеметом ДШК (который часто использовался и против вражеской пехоты). По сравнению с СУ-152 боевая рубка имеет несколько большую высоту2, так как шасси танка ИС не обладало такой глубокой посадкой, как у КВ. Больший размер рубки с одной стороны увеличивал заметность машины, а с другой улучшал условия работы экипажа. Моторно-трансмиссионная установка САУ аналогична используемой в танках ИС: дизельный 12-цилиндровый V-образный двигатель В-2ИС мощностью 550 л. с. располагался продольно в корпусе самоходки.

Поскольку к самоходке слова известного артиллерийского конструктора В. Г. Грабина о том, что она есть лишь повозка для пушки, применимы с гораздо большей точностью, чем к танку, имеет смысл более подробно остановиться на ее главном оружии - гаубице-пушке МЛ-20. Это орудие было разработано группой конструкторов артиллерийского завода в Мотовилихе во главе с Ф. Ф. Петровым в 1936 г. На проектирование орудия такого класса у КБ завода уже имелось задание Главного Артиллерийского Управления. Однако Ф. Ф. Петров и его группа инженеров разработали в параллельном порядке альтернативную конструкцию. Ее неоспоримым преимуществом было использование в ней лучших узлов и механизмов от 152-мм пушки образца 1910/1934 г., которая производилась на заводе в Мотовилихе и для которой было подготовлено необходимое технологическое оборудование. По результатам сравнительных испытаний, проведенных в конце 1936 г., победителем вышла МЛ-20, которая была принята на вооружение Красной Армии под названием "152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20)". Заимствованный у пушки обр. 1910/1934 г. ствол длиной в 35 калибров был снабжен мощным щелевидным дульным тормозом. Этот ствол для МЛ-20 выпускался в моноблочном, скрепленном и со свободной трубой вариантах. Гаубица-пушка имела поршневой затвор, который позволяет достичь максимальной скорострельности в 3 - 4 выстрела/мин. Открывается и закрыватся затвор поворотом рукоятки. Конструкция орудия включает в себя механизмы взаимной замкнутости и удержания гильзы эаряда под большими углами возвышения. В самоходку ИСУ-152 ставилась полностью качающаяся часть гаубицы-пушки МЛ-20 с незначительными изменениями по сравнению с буксируемым вариантом. К орудию применяются следующие типы боеприпасов:

осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-540

осколочно-фугасная стальная гаубичная граната ОФ-530

осколочная гаубичная граната сталистого чугуна О-530А

бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд БР-540

бетонобойный гаубичный снаряд Г-530

 

Осколочно-фугасная граната ОФ-540 весом 43.56 кг по выходе из ствола имеет скорость 655 м/с и при установке взрывателя на осколочное действие наносит поражение осколками на 40 м по фронту и на 8 м в глубину. Бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при выходе из ствола с начальной скоростью 600 м/с пробивал на дистанции до 1500 м лобовую броню всех танков вермахта (исключая, возможно, "Тигр" Ausf B). При попадании в башню он срывал ее с погона. Вследствие своей очень большой массы в 48.8 кг (для сравнения 85-мм бронебойный снаряд имел массу 9.2 кг) даже при непробивании сильнобронированной цели (например, "Элефанта") он гарантированно выводил ее из строя из-за поломок узлов и механизмов вследствие сотрясения и поражения экипажа за счет многочисленных внутренних отколов брони. Неплохие результаты давал обстрел вражеской техники фугасными и бетонобойными снарядами. При использовании бетонобойного снаряда Г-530 по прямому назначению им пробивалась железобетонная стена толщиной около 1 м.

Для управления огнем ИСУ-152 оснащались телескопическим прицелом СТ-10 и панорамой Герца, которые обеспечивали ведение огня как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Установленные на самоходке средства связи включали в себя радиостанцию 10Р или 10РК и танковое переговорное устройство ТПУ-4-БисФ. Экипаж ИСУ-152 состоял из 5 человек: командира, командира орудия (наводчика), механика-водителя, замкового и заряжающего. В качестве личного вооружения экипаж имел пистолеты-пулеметы (ППШ или ППС) и гранаты Ф-1.

Боевое применение

Организационно ИСУ-152 использовались в отдельных тяжелых самоходных полках (ОТСАП). Каждый полк имел на вооружении 21 самоходку в составе 4 батарей по 5 машин плюс одну командирскую. Частью они заменяли СУ-152 в уже существовавших подразделениях, частью (вместе с ИСУ-122) шли на формирование новых. Несмотря на одинаковую официально установленную тактику применения ИСУ-152 и ИСУ-122, их по возможности старались не смешивать в рядах одного полка, хотя были случаи наличия смешанного состава в нескольких частях. Всего было сформировано 53 ОТСАП.

Тяжелые САУ предназначались для разрушения полевых и долговременных фортификационных сооружений, борьбы с танками на дальних дистанциях, поддержки пехоты и танков в наступлении. Боевой опыт показал, что ИСУ-152 способны успешно решать все эти задачи. Выявилось и своеобразное "разделение труда" между ИСУ-152 и ИСУ-122:3первые лучше подходили для штурмовых действий и борьбы с укреплениями, а последние - для истребления вражеской бронетехники. Хотя как было сказано выше, ИСУ-152 могла поражать любые типы танков и самоходок вермахта. Сами за себя говорят прозвища ИСУ-152: советское "Зверобой" и немецкое Dosenoffner (открыватель консервных банок). Солидное бронирование самоходки позволяло ей сближаться на огневые позиции, недоступные буксируемой артиллерии и поражать цель выстрелами прямой наводкой. Демонстрировали ИСУ-152 и неплохую живучесть под огнем противника. Например, в ходе Петсамо-Киркинесской операции с 7 по 29 октября 1944 года в Заполярье 5 ИСУ-152 3-й батареи 339 ОТСАП поддерживали 2-й батальон 7-й гвардейской танковой бригады и части 14 стрелковой дивизии. В ходе боя вражеский снаряд поразил самоходку командира батареи А. А. Белоусова, скользнув по стволу орудия и срикошетировав от лобовой брони. Двумя снарядами самоходчики уничтожили ДОТ, но получили попадание из другого в гусеницу. От него гусеница разорвалась и также был сорван опорный каток, в результате чего ИСУ-152 развернулась бортом к противнику и потеряла ход. За считанные секунды грозная машина превратилась в отличную мишень для врага. В этой тяжелой ситуации грамотно действовал экипаж самоходки: имитировал пожар и с помощью другой ИСУ-152 лейтенанта И. С. Обухова отбуксировал поврежденную в укрытие. Позже тросом удалось эвакуировать и гусеницу. На машине насчитали несколько вмятин от снарядов, но пробоин не было. С помощью ремонтников за один час экипаж устранил повреждения и самоходка вновь вступила в бой.

Выявились в боях и слабые стороны ИСУ-152. Ограниченные углы горизонтальной наводки делали ее уязвимой к фланговым атакам. Меньший угол возвышения (20 градусов против 65 у буксируемого варианта) сужал возможности маневра огнем на больших дистанциях. Из-за использования выстрелов раздельного заряжания большой массы страдала скорострельность, что уменьшало эффективность применения самоходки против танков и в ближнем бою. Наконец, возимый запас в 20 выстрелов зачастую оказывался недостаточен в боевой обстановке. Показательна в этом плане ситуация, сложившаяся в ходе отражения немецких танковых контратак под Фастовом 10 ноября 1943 г. Одна ИСУ-152, две 57-мм пушки и станковый пулемет прикрывали направление возможного удара противника со стороны Белой Церкви. Совместными усилиями удалось уничтожить 3 танка врага, вызванным удачным залпом "Катюш" были сожжены еще столько же. Несколько танков были подбиты, но немцы быстро эвакуировали их с поля боя. Однако через полчаса у самоходки кончились снаряды и она ушла в тыл, после чего немцы заметно осмелели. Им удалось повредить оба орудия, уничтожить станковый пулемет, расчет одного орудия и половину расчета другого. Благодаря личной храбрости командира 57-мм орудия Киреева В. И. позицию удалось отстоять до прихода подмоги и уничтожить еще 5 немецких танков (за этот бой он получил звание Героя Советского Союза). Однако, не нуждайся ИСУ-152 в перезарядке (а погрузка снарядов порой занимала более 40 минут), противник проявил бы куда большую осторожность. Вполне очевидно, что все эти недостатки являются обратной стороной достоинств ИСУ-152. Большая эффективность огня гаубицы-пушки МЛ-20 обеспечивается именно тяжелыми крупнокалиберными снарядами раздельного заряжания. Размеры боевой рубки ограничивают их возимый боезапас и максимальный угол возвышения орудия. Добиться широкого угла горизонтального обстрела можно путем размещения орудия во вращающейся башне. В условиях войны, когда во главу угла ставились массовый выпуск и технологичность конструкции, было объективно невозможно выполнить все желаемые требования к тяжелой САУ. Даже после окончания войны потребовалось немало времени и усилий, чтобы получить самоходное орудие с надежной защитой, круговым обстрелом, высокой точностью, скорострельностью и дальнобойностью.

Однако, слабые стороны единичной самоходки ИСУ-152 опытные командиры компенсировали их коллективным использованием. При отражении танковых атак врага во избежание обхода с фланга часто практиковалось построение самоходок веером. При стрельбе с закрытых позиций к ним заранее доставлялись боеприпасы и пока часть самоходок вела огонь, другая перезаряжалась, что обеспечивало бесперебойный обстрел противника.

Но самую максимальную эффективность использования ИСУ-152 показали при штурмах укрепленных полос и городов. Мобильность, хорошее бронирование и огромная разрушительная сила 43-килограммового фугасного снаряда делали самоходку страшным врагом для окопавшегося противника. За проявленную доблесть при освобождении белорусских городов 8 ОТСАП получили их почетные наименования, а еще 3 были удостоены ордена Боевого Красного Знамени. В дальнейшем они использовались практически во всех штурмовых действиях Красной Армии. Немалая часть успеха во взятии Кенигсберга и Берлина принадлежит самоходчикам, воевавшим на ИСУ-152. Последние свои залпы во Второй Мировой войне они дали на другом конце евразийского континента в ходе операции по разгрому японской Квантунской армии.

После войны ИСУ-152 прошли модернизацию и оставались на вооружении Советской Армии до начала 60-ых годов. Часть из них участвовала в венгерских событиях 1956 года. Ходовые части разоруженных машин использовались в качестве базы для самоходных орудий особой мощности и пусковых ракетных установок. Ряд самоходок был переоборудован в БРЭМ. Партия ИСУ-152 была поставлена в Египет. Там они выполняли функции неподвижных огневых точек по берегам Суэцкого канала.

До настоящего времени сохранилось несколько экземпляров ИСУ-152. Она имеется в экспозициях Артиллерийского Музея в Санкт-Петербурге и Бронетанкового Музея в Кубинке. В последнем также экспонируются ее опытные варианты, оснащенные 130-мм морской пушкой и 152-мм орудием БЛ-10. Для моделистов сборную модель этой самоходки в масштабе 1/35 выпускает российское предприятие "Звезда".

 

Примечания 

1) Подавляющее большинство посещенных автором отечественных бронетанковых сайтов и страничек любителей БТВТ дают правильное изложение хода событий, чего нельзя сказать о зарубежных. Мне встретились две наиболее характерных ошибки. Первая заключалась в том, что базой для ИСУ-152 послужило шасси танка КВ. По всей видимости, зарубежные авторы просто путали названия "СУ" и "ИСУ" или, возможно, считали ИСУ-152 модификацией СУ-152 (доля правды в таком подходе конечно есть, но все-таки корректным такое утверждение назвать нельзя). Вторая - высказывания о том, что она была создана на шасси ИС-2 после него и, соответственно, вооружена еще более мощной пушкой, чем он (ИСУ-122 рассматривается как более ранний вариант САУ на базе ИС-1). Вероятно, основой для такого поверья послужила общая тенденция увеличения калибров орудий танков и САУ по ходу войны, а также негласное правило о том, что калибр орудия САУ больше калибра орудия соответствующего танка-базы.

2) На одном из зарубежных сайтов посвященных моделизму, была фраза, что рубка ИСУ-152 придавала ей грубый уродливый облик (дословно "brutal and ugly") и что СУ-152 была более "фотогенична". Автор согласен, что по сравнению с ИСУ-152 немецкая САУ той же весовой категории "Элефант" выглядит несколько более "эстетично", но отнюдь не внешний облик придает боевой технике любовь экипажей и широкой солдатской общественности. Фронтовики весьма высоко оценивали поддержку ИСУ-152 в бою и уважительно именовали ее "Зверобоем". В их глазах она отнюдь не была уродливой. А куда более изящная (и, пожалуй, одна из лучших в своем классе) СУ-76 удостаивалась зряшных весьма нелестных прозвищ.

3) Интересно различие в зарубежных именованиях самоходок. ИСУ-122 на англоязычных сайтах однозначно именуется "tank destroyer" - истребитель танков, а ИСУ-152 помимо этих слов еще и характеризуется как "assault gun" - штурмовое орудие. У нас все эти качества означаются трехбуквенной аббревиатурой "САУ".

 


Copyright(c) 2003 My Company. All rights reserved.

Hosted by uCoz