|
История создания
История самой тяжелой самоходно-артиллерийской
установки (САУ) второй мировой войны ИСУ-152 началась
в конце 1942 года, когда на Челябинском Кировском
заводе (ЧКЗ) была разработана модификация танка
КВ, вооруженная гаубицей-пушкой МЛ-20 в закрытой
неподвижной боевой рубке. Именно тогда было выдано
техническое задание на разработку тяжелой самоходки,
которая была остро необходима фронту в связи с переходом
к активным наступательным действиям и появлением
у противника нового тяжелого танка "Тигр".
Коллектив ЧКЗ проявил настоящий трудовой героизм,
затратив на проектирование и изготовление прототипа
всего 25 дней. Машина, называвшаяся изначально КВ-14,
была успешно продемонстрирована Государственному
Комитету Обороны (ГКО) и направлена в серийное производство.
Получившая затем войсковое обозначение СУ-152, она
с успехом использовалась в завершающей стадии зимней
кампании 1942/1943 гг., но "звездный час"
ее пришелся на Курскую Дугу. Только СУ-152 своим
огнем могли гарантированно поражать любой вид бронетехники
противника. Достаточно хорошо известен факт уничтожения
7 немецких САУ "Элефант" и 10 "Тигров"
советской частью, использовавшей 12 СУ-152 в ходе
Орловско-Курской операции. Однако в том же 1943
году было принято окончательное решение о снятии
с производства танка КВ-1С, чье шасси служило базой
для СУ-152. Одновременно заканчивалась отработка
нового тяжелого танка ИС, поэтому выпуск САУ, вооруженной
152-мм орудием, решено было вести на его базе. Здесь
нужно отметить,что в конструкции танка ИС широко
применялась унификация по целому ряду узлов и деталей
с предыдущей моделью тяжелого танка КВ (например,
в коробке передач из 340 деталей только 90 были
новыми). Поэтому опыт создания СУ-152 не пропал
даром, используя уже проверенные технические решения
и узлы от предыдущей конструкции, разработчикам
удалось создать и запустить в серию новую тяжелую
самоходку в весьма сжатые сроки. Опытный образец,
имевший обозначение "Изделие 241" был
продемонстрирован ГКО во главе с Верховным Главнокомандующим
И. В. Сталиным летом 1943 года. После этого новая
самоходка была официально принята на вооружение
и запущена в производство на ЧКЗ под названием ИСУ-152.
Уже к декабрю 1943 года первые 35 установок были
переданы в действующую армию. Изготовление бронекорпусов
для них шло достаточно быстрыми темпами и уже в
самом начале 1944 года выяснилось, что имеющихся
стволов гаубиц-пушек МЛ-20 не хватает для их вооружения.
С другой стороны, имелся достаток корпусных орудий
А-19 калибром 122 мм, поэтому было принято решение
часть выпускаемых тяжелых САУ оснащать именно ими.
Этот вариант самоходки получил название ИСУ-122
и в дальнейшем выпускался параллельно с ИСУ-1521.
До конца войны было выпущено 4030 самоходок обеих
вариантов, что значительно больше числа произведенных
танков ИС-1 (102 шт.) и ИС-2 (3750 шт.).
Устройство САУ
Тяжелая САУ ИСУ-152 представляет собой шасси
танка ИС, в передней части которого установлена
бронированная рубка со смонтированной в ней гаубицей-пушкой
МЛ-20. Компоновочная схема машины характерна для
всех советских средних и тяжелых САУ. В рубке находится
боевое отделение, совмещенное с отделением управления,
а моторно-трансмиссионная установка размещена в
кормовой части и отделена от рубки перегородкой.
Гаубица-пушка МЛ-20 в массивной броневой маске,
защищающей противооткатные устройства, расположена
справа от центральной оси машины. Подвижная часть
маски дополнительно служит уравновешивающим элементом.
Слева от орудия находится место механика-водителя,
оснащенное смотровым прибором. Боекомплект размещается
в нижней части рубки вдоль ее стенок и составляет
20 артвыстрелов раздельного заряжания. Для доступа
в рубку на крыше имеются два круглых люка, а на
стыке крыши и заднего броневого листа расположен
еще один двустворчатый люк прямоугольной формы.
На правом люке на части машин устанавливалась турель
с зенитным крупнокалиберным пулеметом ДШК (который
часто использовался и против вражеской пехоты).
По сравнению с СУ-152 боевая рубка имеет несколько
большую высоту2, так как шасси танка ИС не обладало
такой глубокой посадкой, как у КВ. Больший размер
рубки с одной стороны увеличивал заметность машины,
а с другой улучшал условия работы экипажа. Моторно-трансмиссионная
установка САУ аналогична используемой в танках ИС:
дизельный 12-цилиндровый V-образный двигатель В-2ИС
мощностью 550 л. с. располагался продольно в корпусе
самоходки.
Поскольку к самоходке слова известного артиллерийского
конструктора В. Г. Грабина о том, что она есть лишь
повозка для пушки, применимы с гораздо большей точностью,
чем к танку, имеет смысл более подробно остановиться
на ее главном оружии - гаубице-пушке МЛ-20. Это
орудие было разработано группой конструкторов артиллерийского
завода в Мотовилихе во главе с Ф. Ф. Петровым в
1936 г. На проектирование орудия такого класса у
КБ завода уже имелось задание Главного Артиллерийского
Управления. Однако Ф. Ф. Петров и его группа инженеров
разработали в параллельном порядке альтернативную
конструкцию. Ее неоспоримым преимуществом было использование
в ней лучших узлов и механизмов от 152-мм пушки
образца 1910/1934 г., которая производилась на заводе
в Мотовилихе и для которой было подготовлено необходимое
технологическое оборудование. По результатам сравнительных
испытаний, проведенных в конце 1936 г., победителем
вышла МЛ-20, которая была принята на вооружение
Красной Армии под названием "152-мм гаубица-пушка
образца 1937 года (МЛ-20)". Заимствованный
у пушки обр. 1910/1934 г. ствол длиной в 35 калибров
был снабжен мощным щелевидным дульным тормозом.
Этот ствол для МЛ-20 выпускался в моноблочном, скрепленном
и со свободной трубой вариантах. Гаубица-пушка имела
поршневой затвор, который позволяет достичь максимальной
скорострельности в 3 - 4 выстрела/мин. Открывается
и закрыватся затвор поворотом рукоятки. Конструкция
орудия включает в себя механизмы взаимной замкнутости
и удержания гильзы эаряда под большими углами возвышения.
В самоходку ИСУ-152 ставилась полностью качающаяся
часть гаубицы-пушки МЛ-20 с незначительными изменениями
по сравнению с буксируемым вариантом. К орудию применяются
следующие типы боеприпасов:
осколочно-фугасная пушечная граната ОФ-540
осколочно-фугасная стальная гаубичная граната
ОФ-530
осколочная гаубичная граната сталистого чугуна
О-530А
бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд БР-540
бетонобойный гаубичный снаряд Г-530
Осколочно-фугасная граната ОФ-540 весом 43.56
кг по выходе из ствола имеет скорость 655 м/с и
при установке взрывателя на осколочное действие
наносит поражение осколками на 40 м по фронту и
на 8 м в глубину. Бронебойно-трассирующий снаряд
БР-540 при выходе из ствола с начальной скоростью
600 м/с пробивал на дистанции до 1500 м лобовую
броню всех танков вермахта (исключая, возможно,
"Тигр" Ausf B). При попадании в башню
он срывал ее с погона. Вследствие своей очень большой
массы в 48.8 кг (для сравнения 85-мм бронебойный
снаряд имел массу 9.2 кг) даже при непробивании
сильнобронированной цели (например, "Элефанта")
он гарантированно выводил ее из строя из-за поломок
узлов и механизмов вследствие сотрясения и поражения
экипажа за счет многочисленных внутренних отколов
брони. Неплохие результаты давал обстрел вражеской
техники фугасными и бетонобойными снарядами. При
использовании бетонобойного снаряда Г-530 по прямому
назначению им пробивалась железобетонная стена толщиной
около 1 м.
Для управления огнем ИСУ-152 оснащались телескопическим
прицелом СТ-10 и панорамой Герца, которые обеспечивали
ведение огня как прямой наводкой, так и с закрытых
позиций. Установленные на самоходке средства связи
включали в себя радиостанцию 10Р или 10РК и танковое
переговорное устройство ТПУ-4-БисФ. Экипаж ИСУ-152
состоял из 5 человек: командира, командира орудия
(наводчика), механика-водителя, замкового и заряжающего.
В качестве личного вооружения экипаж имел пистолеты-пулеметы
(ППШ или ППС) и гранаты Ф-1.
Боевое применение
Организационно ИСУ-152 использовались в отдельных
тяжелых самоходных полках (ОТСАП). Каждый полк имел
на вооружении 21 самоходку в составе 4 батарей по
5 машин плюс одну командирскую. Частью они заменяли
СУ-152 в уже существовавших подразделениях, частью
(вместе с ИСУ-122) шли на формирование новых. Несмотря
на одинаковую официально установленную тактику применения
ИСУ-152 и ИСУ-122, их по возможности старались не
смешивать в рядах одного полка, хотя были случаи
наличия смешанного состава в нескольких частях.
Всего было сформировано 53 ОТСАП.
Тяжелые САУ предназначались для разрушения полевых
и долговременных фортификационных сооружений, борьбы
с танками на дальних дистанциях, поддержки пехоты
и танков в наступлении. Боевой опыт показал, что
ИСУ-152 способны успешно решать все эти задачи.
Выявилось и своеобразное "разделение труда"
между ИСУ-152 и ИСУ-122:3первые лучше подходили
для штурмовых действий и борьбы с укреплениями,
а последние - для истребления вражеской бронетехники.
Хотя как было сказано выше, ИСУ-152 могла поражать
любые типы танков и самоходок вермахта. Сами за
себя говорят прозвища ИСУ-152: советское "Зверобой"
и немецкое Dosenoffner (открыватель консервных банок).
Солидное бронирование самоходки позволяло ей сближаться
на огневые позиции, недоступные буксируемой артиллерии
и поражать цель выстрелами прямой наводкой. Демонстрировали
ИСУ-152 и неплохую живучесть под огнем противника.
Например, в ходе Петсамо-Киркинесской операции с
7 по 29 октября 1944 года в Заполярье 5 ИСУ-152
3-й батареи 339 ОТСАП поддерживали 2-й батальон
7-й гвардейской танковой бригады и части 14 стрелковой
дивизии. В ходе боя вражеский снаряд поразил самоходку
командира батареи А. А. Белоусова, скользнув по
стволу орудия и срикошетировав от лобовой брони.
Двумя снарядами самоходчики уничтожили ДОТ, но получили
попадание из другого в гусеницу. От него гусеница
разорвалась и также был сорван опорный каток, в
результате чего ИСУ-152 развернулась бортом к противнику
и потеряла ход. За считанные секунды грозная машина
превратилась в отличную мишень для врага. В этой
тяжелой ситуации грамотно действовал экипаж самоходки:
имитировал пожар и с помощью другой ИСУ-152 лейтенанта
И. С. Обухова отбуксировал поврежденную в укрытие.
Позже тросом удалось эвакуировать и гусеницу. На
машине насчитали несколько вмятин от снарядов, но
пробоин не было. С помощью ремонтников за один час
экипаж устранил повреждения и самоходка вновь вступила
в бой.
Выявились в боях и слабые стороны ИСУ-152. Ограниченные
углы горизонтальной наводки делали ее уязвимой к
фланговым атакам. Меньший угол возвышения (20 градусов
против 65 у буксируемого варианта) сужал возможности
маневра огнем на больших дистанциях. Из-за использования
выстрелов раздельного заряжания большой массы страдала
скорострельность, что уменьшало эффективность применения
самоходки против танков и в ближнем бою. Наконец,
возимый запас в 20 выстрелов зачастую оказывался
недостаточен в боевой обстановке. Показательна в
этом плане ситуация, сложившаяся в ходе отражения
немецких танковых контратак под Фастовом 10 ноября
1943 г. Одна ИСУ-152, две 57-мм пушки и станковый
пулемет прикрывали направление возможного удара
противника со стороны Белой Церкви. Совместными
усилиями удалось уничтожить 3 танка врага, вызванным
удачным залпом "Катюш" были сожжены еще
столько же. Несколько танков были подбиты, но немцы
быстро эвакуировали их с поля боя. Однако через
полчаса у самоходки кончились снаряды и она ушла
в тыл, после чего немцы заметно осмелели. Им удалось
повредить оба орудия, уничтожить станковый пулемет,
расчет одного орудия и половину расчета другого.
Благодаря личной храбрости командира 57-мм орудия
Киреева В. И. позицию удалось отстоять до прихода
подмоги и уничтожить еще 5 немецких танков (за этот
бой он получил звание Героя Советского Союза). Однако,
не нуждайся ИСУ-152 в перезарядке (а погрузка снарядов
порой занимала более 40 минут), противник проявил
бы куда большую осторожность. Вполне очевидно, что
все эти недостатки являются обратной стороной достоинств
ИСУ-152. Большая эффективность огня гаубицы-пушки
МЛ-20 обеспечивается именно тяжелыми крупнокалиберными
снарядами раздельного заряжания. Размеры боевой
рубки ограничивают их возимый боезапас и максимальный
угол возвышения орудия. Добиться широкого угла горизонтального
обстрела можно путем размещения орудия во вращающейся
башне. В условиях войны, когда во главу угла ставились
массовый выпуск и технологичность конструкции, было
объективно невозможно выполнить все желаемые требования
к тяжелой САУ. Даже после окончания войны потребовалось
немало времени и усилий, чтобы получить самоходное
орудие с надежной защитой, круговым обстрелом, высокой
точностью, скорострельностью и дальнобойностью.
Однако, слабые стороны единичной самоходки ИСУ-152
опытные командиры компенсировали их коллективным
использованием. При отражении танковых атак врага
во избежание обхода с фланга часто практиковалось
построение самоходок веером. При стрельбе с закрытых
позиций к ним заранее доставлялись боеприпасы и
пока часть самоходок вела огонь, другая перезаряжалась,
что обеспечивало бесперебойный обстрел противника.
Но самую максимальную эффективность использования
ИСУ-152 показали при штурмах укрепленных полос и
городов. Мобильность, хорошее бронирование и огромная
разрушительная сила 43-килограммового фугасного
снаряда делали самоходку страшным врагом для окопавшегося
противника. За проявленную доблесть при освобождении
белорусских городов 8 ОТСАП получили их почетные
наименования, а еще 3 были удостоены ордена Боевого
Красного Знамени. В дальнейшем они использовались
практически во всех штурмовых действиях Красной
Армии. Немалая часть успеха во взятии Кенигсберга
и Берлина принадлежит самоходчикам, воевавшим на
ИСУ-152. Последние свои залпы во Второй Мировой
войне они дали на другом конце евразийского континента
в ходе операции по разгрому японской Квантунской
армии.
После войны ИСУ-152 прошли модернизацию и оставались
на вооружении Советской Армии до начала 60-ых годов.
Часть из них участвовала в венгерских событиях 1956
года. Ходовые части разоруженных машин использовались
в качестве базы для самоходных орудий особой мощности
и пусковых ракетных установок. Ряд самоходок был
переоборудован в БРЭМ. Партия ИСУ-152 была поставлена
в Египет. Там они выполняли функции неподвижных
огневых точек по берегам Суэцкого канала.
До настоящего времени сохранилось несколько экземпляров
ИСУ-152. Она имеется в экспозициях Артиллерийского
Музея в Санкт-Петербурге и Бронетанкового Музея
в Кубинке. В последнем также экспонируются ее опытные
варианты, оснащенные 130-мм морской пушкой и 152-мм
орудием БЛ-10. Для моделистов сборную модель этой
самоходки в масштабе 1/35 выпускает российское предприятие
"Звезда".
Примечания
1) Подавляющее большинство посещенных автором
отечественных бронетанковых сайтов и страничек любителей
БТВТ дают правильное изложение хода событий, чего
нельзя сказать о зарубежных. Мне встретились две
наиболее характерных ошибки. Первая заключалась
в том, что базой для ИСУ-152 послужило шасси танка
КВ. По всей видимости, зарубежные авторы просто
путали названия "СУ" и "ИСУ"
или, возможно, считали ИСУ-152 модификацией СУ-152
(доля правды в таком подходе конечно есть, но все-таки
корректным такое утверждение назвать нельзя). Вторая
- высказывания о том, что она была создана на шасси
ИС-2 после него и, соответственно, вооружена еще
более мощной пушкой, чем он (ИСУ-122 рассматривается
как более ранний вариант САУ на базе ИС-1). Вероятно,
основой для такого поверья послужила общая тенденция
увеличения калибров орудий танков и САУ по ходу
войны, а также негласное правило о том, что калибр
орудия САУ больше калибра орудия соответствующего
танка-базы.
2) На одном из зарубежных сайтов посвященных
моделизму, была фраза, что рубка ИСУ-152 придавала
ей грубый уродливый облик (дословно "brutal
and ugly") и что СУ-152 была более "фотогенична".
Автор согласен, что по сравнению с ИСУ-152 немецкая
САУ той же весовой категории "Элефант"
выглядит несколько более "эстетично",
но отнюдь не внешний облик придает боевой технике
любовь экипажей и широкой солдатской общественности.
Фронтовики весьма высоко оценивали поддержку ИСУ-152
в бою и уважительно именовали ее "Зверобоем".
В их глазах она отнюдь не была уродливой. А куда
более изящная (и, пожалуй, одна из лучших в своем
классе) СУ-76 удостаивалась зряшных весьма нелестных
прозвищ.
3) Интересно различие в зарубежных именованиях
самоходок. ИСУ-122 на англоязычных сайтах однозначно
именуется "tank destroyer" - истребитель
танков, а ИСУ-152 помимо этих слов еще и характеризуется
как "assault gun" - штурмовое орудие.
У нас все эти качества означаются трехбуквенной
аббревиатурой "САУ".
|