|
В
марте 1943 года Heinz Guderianпотребовал разработать
лёгкий истребитель танков, который смог бы заменить
все "выдохшиеся" временные модели истребителей
танков и противотанковой артиллерии (программа Panzerjager,
также известная под названием G-13). Было решено
использовать шасси PzKpfw 38(t)как основу для нового
Panzerjager. 17 декабря 1943 года шасси было готово,
а 24 января 1944 года был закончен деревянный макет
надстройки. В марте 1944 года компания BMM построила
3 первых прототипа, и было решено начать серийное
производство. С марта по апрель 1944 года, пока
BMM (Praga/CKD) и Skoda Works вели приготовления
к производству, прототипы интенсивно испытывались.
Hetzer собирался на шасси PzKpfw 38(t)несколько
большей ширины, с модифицированной подвеской и форсированным
двигателем. Он постоянно модифицировался в ходе
производства, поэтому существую несколько отличий
между ранними и поздними версиями. Hetzer имел низкий,
хорошо скомпонованный корпус и был вооружён 75мм.
орудием Pak 39 L/48, с ограниченным траверсом (5
градусов влево и 11 градусов вправо). Интересным
конструкторским решением был пулемёт MG 34/42, установленный
на крыше, а управляемый дистанционно из корпуса.
Hetzer имел экипаж только из 4-х человек, так как
бронепанели корпуса имели большой наклон, а сам
корпус - низкий силуэт. Низкий силуэт делал из Hetzer
трудную мишень, одновременно позволяя ему быть менее
заметным, что, в свою очередь, повышало шансы Hetzer
на внезапное нападение первым. Противотанковое 75мм.
орудие было заметно смещено вправо, что создавало
дополнительные трудности экипажу, так как само орудие
было сконструировано для зарядки справа. Hetzer
пробивал лобовую броню советского Т-34/85 с дистанции
700 метров, в то время как Т-34/85 мог поразить
Hetzer в лоб только с дистанции 400 метров. А вот
советский ИС-2мог поразить Hetzer уже с дистанции
в 1000 метров, тогда как у Hetzer шанс подбить ИС-2был
только на дистанции не более 100 метров. В декабре
1944 года 20 Hetzer, дабы укрепить оборону в Арденнах,
были переделаны в flamethrower (огнемётные танки).
Ствол огнемёта (14мм. Flammenwerfer 41) имел те
же размеры, что и стандартное орудие, чтобы скрыть
огнемётную специализацию таких Hetzer. Все они были
прикреплены к 352-й и 353-й роте Panzer-Flamm, которые,
в свою очередь, входили в состав группы армий "G".
В начале 1945 года несколько Hetzer были перевооружены
орудиями с Panther (75мм. KwK 42 L/70), чтобы повысить
их огневую мощь. После испытаний от этой идеи отказались,
так как это длинноствольное орудие производило слишком
много шума и снижало мобильность и эффективность
Hetzer.
Страна Германия
Вес:15750кг
Экипаж:4 человек
Двигатель: Praga AC/2 6 цилиндров 160л.с.
Скорость: Дорога: 42км/ч Бездорожье:
15км/ч
Запас хода: Дорога: 177км Бездорожье: 130км
Запас топлива: 320 литров
Длина: 6,38м 4,86м (без покрытия)
Ширина: 2,63м
Высота: 2,17м
Вооружение: 75мм Pak 39 L/48. 1 х 7,92мм MG34/42
Боезапас: 75мм - 40/41 выстрел . 7,92мм
- 600/1200 выстрелов
Броня: 8-60мм
Конструкторы планировали использовать шасси и
корпус Hetzer для различных специализированных боевых
машин, но ни один из этих проектов так и не достиг
стадии производства. В ноябре 1944 года было решено
использовать Panzerjager 38(t) как основу для разработки
150мм. самоходного орудия sIG33/2. С декабря 1944
года и до окончания войны компанией BMM (Praga/CKD)
было выпущено 30 таких машин. С октября 1944 года
было изготовлено 106 лёгких восстановительных машин
Bergepanzer (ещё 64 было переделано из Hetzer).
В связи с простотой производства, жёстко устанавливаемым
и безотказным 75мм. орудием Pak 39/1 L/48, с декабря
1943 года производились Jagdpanzer 38(t) Hetzer
Starr. Позже началась сборка варианта со 105мм.
орудием StuH 42. Эти машины весили 14 тонн, на них
устанавливался дизель Tatra 103. Производство началось
с выпуска серии прототипов (10 машин) в мае 1944
года и закончилось в феврале 1945 года, когда было
заказано ещё 100 таких машин. 21 апреля было заказано
ещё 500 машин, их производство должно было развернуться
к маю 1945 года, но окончание войны окончило и дальнейшее
производство. Интересным фактом является то, что
после окончания войны 9 из 10-ти Jagdpanzer 38(t)
Hetzer Starr были переделаны обратно в оригинальные
Hetzer. Также, в ноябре 1944 года, было решено использовать
шасси Hetzer как основу для разработки Flakpanzer
38(t) Hetzer (Kleiner Kugelblitz), который оснащался
башней, разработанной для Flakpanzer IV Kugelblitz,
но проект так и не был завершён. Интересным предложение
Krupp'а было установить на Hetzer башню от Panzer
IV, но это оказалось невыполнимым.
В конечном счёте, на замену Hetzer пришёл Jagdpanzer
38(d) на шасси PzKpfw 38(d), вооружённый 75мм. орудием
Pak 39 L/48 или PzJagK 42 L/70. На Jagdpanzer 38(d)
устанавливалась поздняя версия дизеля Tatra 103
или бензиновый двигатель Maybach HL64. Было заказано
около 1250 таких машин, и их производство должно
было начаться летом 1945 года. Окончание войны прекратило
этот проект, который был частью проекта "Серия-Е".
Летом 1944 года планировалось поставить 30 Hetzer
румынской армии, но, вместо этого, их получил Вермахт.
С декабря 1944 по январь 1945 года Германия экспортировала
от 75 до 100 Hetzer в Венгрию - единственному иностранному
пользователю Hetzer в ходе войны. Несколько захваченных
Hetzer использовались польскими, американскими,
Советскими и английскими войсками. Вероятно, самым
известным из трофейных Hetzer стал захваченный 2
августа 1944 года Польской Народной Армией у 743-го
полка Panzerjager в ходе Варшавского Восстания,
который был отремонтирован, назван "Chwat"
(Бравый Парень), и использовался в боях против своих
предыдущих владельцев.
|